Обучение Инструкторы Снаряжение Летные места Выпускники Контакт Фото Веселые рисунки Погода Парасайты "Alex-Navigator" Разное Пилотам Новости Рекорды Cоревнования




Сикорский и "проблема геликоптера".

Эта статья была опубликована в Украинском культурологичном альманахе «Хроника 2000» (Выпуск 35-36).
Автор Тамара Болиева.
"...Геликоптер был первым летательным аппаратом, построенным студентом Игорем Сикорским. Произошло это в 1908 году в Киеве, в его родном городе, во дворе дома №15 на Большой Подвальной, где он жил.
Впервые он поднялся на геликоптере только через 31 год, в Америке. Это был второй вертолёт, построенный уже известным конструктором самолётов, 50-летним Игорем Ивановичем Сикорским...
После окончания Морского кадетского корпуса (1906 г.) Игорь не стал продолжать учёбу в институте, а с согласия семьи поехал почти на год за границу - "посмотреть мир". Оказавшись в Париже, он сразу попал в атмосферу всеобщего увлечения авиацией. Париж был на то время авиационной столицей мира. Там жили извеснейшие авиаторы, туда стремились все, кто загорелся желанием летать. Париж ждал начало "Эры летания". И у него были на это причины: все типы летательных аппаратов именно в эти годы достигли серьёзных успехов в своём развитии. С 1901 года полёта Сантос-Дюмона, который облетел вокруг Эйфелеевой башни, начали летать упровляемые аэростаты, дирижабли. В 1903г. стало известно про полёты братьев Райт в США, 1906-07гг. начали делать свои первые полёты французкие аэропланы. В Августе и сентябре того же 1907 г., опять таки во Франции, оторвались от земли первые вертолёты. Это были - вертолёты братьев Ж. и Л. Брэге и проф. Ш.Рише а также вертолёт П.Корню...
...Юнный Игорь Сикорский в 1907 г. возвращается домой с твёрдым намерением построить свой летательный аппарат. Он подаёт заявление в Киевский политехнический институт и его зачисляют на механическое отделение. Занимаясь на первом курсе, Игорь готовится к созданию геликоптера и уже на втором (1908 г.) начинает его проэктировать. Однако вскоре ему пришлось прекратить работу т.к. в Киеве невозможно было достать необходимые для ЛА аппараты.
В то же время авиационная жизнь в Киеве, как и по всей России только зарождалась. Только начинали свою деятельность в воздухоплавании в том же Политехническом институте Н.Б.Делоне и А.С.Кудашев, которые в 1909 г. основали Киевское воздухоплавательное товарищество и создали при институте воздухоплавательный кружок, в который на отделение "Геликоптер" и пришел Сикорский.
Решив приумножить свои знания, с согласия семьи, он опять едет в Париж, где знакомиться с известными авиаторами. Затем была ещё одна поездка,однако за год многое изменилось. Резкий скачек в своём развитии сделало самолётостроение. Во Францию приехал с демонстрационными полётами один из братьев Райт... Полёты самолётов оказали большое впечатление на Сикорского и он решает строить самолёты. Понимая, что решение проблемы вертолётостроения ещё далеко впереди, Игорь прекратил свои работы по строению вертолёта ив 1910г. его первый самолёт-моноплан поднялся в воздух. В 1911 г. он построил новый моноплан. Оба самолёта Игорь испытывал в Киеве на Куренёвском аэродроме одновременно с другим студентом КПИ Ф.Былинкиным. С ним же он сделал винты к самолёту построенному проф.Кудашевым, который был зарегестрирован как "первый российский самолёт".
1912 г. он бросает учёбу и едет в Петербург, где становится главным конструктором авиационного отделения Русско-Балтийского вагонного завода. Там он строит в 1912 - 1914 гг. самые тяжёлые в мире, на то время, самолёты "Гранд", "Русский витязь", "Илья Муромец". Ими было положено начало тяжёлой авиации.
В годы войны Сикорский построил и несколько истребителей.
В 1919 г. И.Сикорский покидает навсегда родину. Он переезжает сначала во Францию а затем в Америку, где и остаётся уже навсегда.
Только в 1938 г. Сикорский вернулся к проэктированию вертолётов. И в 1939 г. пилотируемый им вертолёт поднялся в воздух. На протяжении двух лет вертолёт совершенствовался. И вот в мае 1941 года вертолёт VS-300, пилотируемый Сикорским поднялся в воздух и установил мировой рекорд по продолжительности полёта - 1час 32мин. 26 сек. На этом же вертолёте он соединил весы управления мощностью двигателя и расстоянием несущего винта. Этот вертолёт был экспериментальным, на основании его были сделан следующий и взят американской армией на вооружение.

Небесное отечество Игоря Сикорского.

Эта статья была опубликована в «Журнале Московской Патриархии» (1991. № 12). Работы И. И. Сикорского, исследуемые в данной статье, а также иллюстрации любезно предоставлены известным авиационным историком В. Р. Михеевым из личного архива.
Статья об известном русском ученом И. И. Сикорском интересна для нас тем, что раскрывает его облик с неожиданной стороны. Игорь Иванович Сикорский с моделью своего вертолёта. Этот замечательный человек, будучи глубоко верующим и сохранив православный уклад в своей семье, помимо научной и конструкторской деятельности направлял все силы своего мощного интеллекта на осмысление сложных богословских проблем, как они ему виделись. Если человек рожден с Божией искрой, он всегда многогранен. Только эти грани, к сожалению, нельзя увидеть одновременно. В жизни люди обращены друг к другу, как правило, одной стороной и грани других сторон алмаза - человеческой личности - просто недоступны взгляду. Нужно время, чтобы понять и оценить человека, особенно выдающегося.
Мы знаем, что Игорь Иванович Сикорский как авиаконструктор прошел три этапа, пролистал три яркие страницы истории и в каждой был по-своему велик. Он открыл дорогу мировому тяжелому самолетостроению, создал первые трансокеанские пассажирские лайнеры, основал мировое серийное вертолетостроение. Но есть еще одна область приложения его ума, которая до времени была сокрыта, -это религиозная философия.
Игорь Иванович Сикорский с супругой Елизаветой Алексеевной. Январь 1924 года Несомненно, к размышлениям ученого направляла сама жизнь, тяжелейшие испытания, которые выпали на его долю, вынужденная эмиграция в 1918 году, разрыв с Родиной, с привычным укладом жизни, новые условия существования. В конце 1917 года завод «Авиа-Балт», где работал Сикорский и где был создан знаменитый его тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец», успешно проявивший себя в Первой мировой войне, прекратил работу, как и все другие российские предприятия авиационной промышленности. Над Сикорским нависла угроза ареста и по совету родных и друзей он решил уехать во Францию, которая тогда еще формально оставалась союзницей России. В конце марта 1918 года И. И. Сикорский отплыл из Мурманска на чужбину, не ведая, что покидает Родину навсегда. Не найдя постоянной работы во Франции, он весной 1919 года отправился в Америку. Здесь он занялся новыми разработками и уже в начале 1920-х годов появились его новые машины.
Со временем Игорь Иванович Сикорский собрал хорошую библиотеку, в которой находились редкие для обычного человека книги по богословию, общей истории, истории религии. Он искал ответы на вечные вопросы: зачем я живу, зачем мы все живем на Земле, в чем смысл жизни человека, каково соотношение земного и космического... С одной стороны, изумительный порядок во вселенной, целесообразность во всем, удивительная гармония природы, а рядом - хаос, буря чувств, страстей, эмоций в океане человеческих отношений.
В 1928 году, когда фирма И. И. Сикорского после создания ряда удачных машин прочно встала на ноги, возникла необходимость расширения производства. Для нового места был выбран город Стратфорд (США, штат Коннектикут). Сразу после переезда здесь был создан церковный комитет, который собрал необходимые средства и переоборудовал купленный под церковь коттедж. Был сооружен купол, установлен крест. Для алтаря многие отдавали свои семейные реликвии - иконы, с которыми бежали из России. Строили рабочие с фирмы Сикорского и в основном за ее счет. Остальные помогали как могли.
С переездом фирмы Сикорского в Стратфорд обстановка здесь стала меняться. Фирма притягивала к себе русских как магнит. Сюда потянулись люди не только из района Бриджпорта, к которому относились Стратфорд, Мильфорд и Саусбери, но и всей америки. Причин тому было много. Основные из них , - успешно работающий завод, возможность получить там работу, действующая православная церковь, что для русских людей было немаловажно - в условиях Великой депрессии это часто было последней надеждой, - а также общность близких по укладу жизни, образу мыслей, нравственным устоям людей, чувство локтя, какая-то уверенность в завтрашнем дне, все, что существовало на этом русском островке, зыбкой пеленой защищенном от волчьих клыков окружающего мира. Церковь играла объединяющую роль. Как и на родине, в Стратфорде с размахом отмечали праздники. Люди ходили друг ко другу в гости, угощали русскими блюдами. На Пасху красили яйца, пекли куличи и при встрече неизменно христосовались.
В 1941 году, снова на пожертвования, построили новую церковь - во имя Святителя Николая. Но, как ни странно, с момента сооружения этого храма дух Православия в русской колонии стал заметно угасать. Видимо, постройка храма была последним вкладом уходящего поколения в сохранение традиций. Новое поколение потихоньку поглощалось протестантской Америкой, где все «просто, дешево и сердито», а главное, «демократично». Для молодежи стало слишком сложно постигать азы Православия. Молодежь сетовала, что и скамеек в храме нет, и священники служат на непонятном церковнославянском. У протестантов все проще. Там только верь в Бога, ни о чем не думай - и все приложится. Конечно, кому как. Одним приятно и уютно жить в теплом болоте, у других выбор иной - на пределе сил и возможностей по узенькой тропинке взбираться в гору, чтобы насладиться изумительной красотой далеких просторов под пронзительно голубым и чистым небом.
Жена и дети И. И. Сикорского. Слева направо: Игорь, Елизавета Алексеевна, Георгий, Николай и Сергей. Середина 1930-х годов. Игорь Иванович, находясь вдали от Родины, тосковал по ней, часто вспоминал Россию.
Брак, заключенный с Елизаветой Алексеевной Семеновой, оказался счастливым. Елизавета Алексеевна полностью отдала себя семье. Один за другим появились на свет четыре сына: Сергей - в 1925-м, Николай - в 1926-м, Игорь - в 1929-м и Георгий - в 1931 году.
Из сыновей Игоря Ивановича продолжателем авиационной династии стал старший -Сергей. Он уже подростком стал работать на заводе фирмы «Воут-Сикорский». Среднее образование получил в вечерней школе. После школы Сергей добровольцем ушел в Береговую охрану - шла Вторая мировая война. Сергей стал классным механиком, после демобилизации он работал в редакции ежемесячного журнала «Америкой хеликоптер мэгезин», в 1951 году окончил школу изящных искусств во Флоренции, получил степень бакалавра. Игорь Иванович Сикорский с сыном Сергеем. Конец 1940-х - начало 1950-х годов. Одновременно с учебой совершенствовался в изучении иностранных языков; кроме английского он свободно владеет итальянским, немецким, французским, испанским и русским, который является для него обиходным. Характеризуя старшего сына Игоря Ивановича, можно отметить, что он разносторонний человек; историк, пилот-любитель, налетавший сотни часов, художник и тонкий ценитель музыки. И при всем при этом - бизнесмен.
У Николая Сикорского в раннем возрасте проявились музыкальные способности. Он подавал большие надежды, помногу играл на виолончели, и уже планировались его сольные концерты в Нью-Йорке, но в конце 1944 года пришла повестка в армию . Мать в слезах просила отца спасти Николая от армии, но Игорь Иванович был неумолим. Первые недели службы для «маменькиного сыночка», которому дома, оберегая его музыкальные руки, даже не позволяли передвинуть стул, были настоящим кошмаром. Но Николай не сломался, выдержал все трудности, проявив русский характер. Он был благодарен отцу за этот экзамен жизни. После службы в армии он снова ушел в мир музыки, занимался у ведущих музыкантов Нью-Йорка по классу виолончели. Закончил Хартфордский университет, учился в университете в Мехико, но не стал профессиональным музыкантом, преподавал музыку.
Игорь после окончания колледжа служил в армии. Через два года демобилизовался. Поступил на юридический факультет Йель-ского университета, стал адвокатом.
Георгий закончил университет во Флориде, специализировался в математике - в создании программного обеспечения компьютеров. Род Сикорских продолжается.
Игорь Иванович был удивительным человеком, исключительным в своем благородстве. Всегда спокойный, скромный, деликатный, никогда в жизни он не повысил голоса ни на детей, ни на жену. Если дети не спрашивали совета, он не вмешивался в их жизнь. Отец учил своим примером. Воспитанием детей занималась Елизавета Алексеевна. И вообще всю работу по дому она брала на себя. Сикорские крепко держали оборону в своей маленькой крепости. Они во всем сохранили «русскость» своего домашнего уклада. Для них важно было сохранить этот редкий и магический сплав. Часто читали вслух классиков, особенно любили Пушкина, Лермонтова, Жуковского, Некрасова. Всемерно старались привить детям любовь к русской культуре. Оба они самозабвенно любили музыку. Игорь Иванович хорошо играл на рояле. Окружающие удивлялись таким способностям, ведь у него совершенно не было времени для упражнений. Любимыми композиторами были Рахманинов и Чайковский. Их музыка помогала творить прекрасное и в технике. Игорь Иванович говорил, что если человек богат внутренне и духовен, то он и творит лучше, старается создавать прекрасное во всем. Сикорский всегда тянулся к природе, очень любил море. Великолепно управлял яхтой, но за неимением времени редко мог позволить себе такую роскошь, как выход в море, и своей яхты не имел. Зато друзья, зная его слабость, при первой возможности приглашали его на соленый простор. Другой слабостью были горы, но туда он попадал еще реже. Близкие отмечали, что с Игорем Ивановичем можно было говорить обо всем. По-настоящему глубоко его интересовало многое. Он, например, хорошо знал историю, особенно древнюю, увлекался астрономией, имел даже свою маленькую обсерваторию, серьезно занимался философией и неплохо разбирался в музыке. О технике и говорить не приходится.
Игорь Иванович Сикорский
Был не только умен, но и благоразумен. Никогда не бросался в омут реализации даже самой привлекательной идеи. В сумасшедшей спешке современного мира не терялся, оставался всегда спокойным, скромным, доброжелательным. Сикорский был очень цельным человеком, предельно честным с другими и с самим собой. Его слово никогда не расходилось с делом и было надежнее всякого юридического гаранта. Если он не мог говорить правду, молчал. Часто разряжал напряженную обстановку очень точной фразой. Все отмечали его необыкновенный юмор. В жизни был не только необычайно трудолюбив, но умел оптимально организовать свой труд. Обладал удивительной самодисциплиной. При внешней неброскости это был очень яркий человек. Всю жизнь он рисковал по-крупному во имя великих целей, преодолевал огромные препятствия, решал множество проблем. Отваживаясь на мечту на грани невозможного, он превращал ее в действительность, и не только в металле. Иногда слово бывает намного весомее любого металла. Свои размышления Игорь Иванович Сикорский впервые опубликовал в небольшой книге «Послание молитвы Господней». Он проанализировал главную христианскую молитву «Отче наш» и сделал удивительные выводы. Книга была готова в декабре 1941 года и с посвящением жене Елизавете Алексеевне вышла в свет в следующем году. В 1947 году появилась «Невидимая встреча», машинописный вариант которой находится в архиве семьи Сикорских и датируется 1945 годом. Следующими опубликованными работами Игоря Ивановича были «Эволюция души» и «В поисках Высших Реальностей».

Г.КАТЫШЕВ, авиационный инженер, историк авиации.


Назад



Наверх

Hosted by uCoz