Обучение Инструкторы Снаряжение Летные места Выпускники Контакт Фото Веселые рисунки Погода Парасайты "Alex-Navigator" Разное Пилотам Новости Рекорды Cоревнования


История дельтадрома "Круглое городище".

2500 лет тому назад на этом месте было Скифское, затем Словянское поселение. Оно выполняло роль форпоста защитного укрепления на подступах к Киеву - защищало от набегов Турок, Татар, Половцев. Об этом свидетельствуют материалы археологических раскопок, осуществлённых в 50-х годах украинскими археологами (Д.Телегин, Шовкопляс, В.Гончаров).
Гора же является частью "Змиевых валов" и частично искусственного частично естественного происхождения (северная часть - насыпная).
Со слов местных жителей, в записях известного историка-исследователя Украины Халепы Н.Т., здесь в 20-30-х годы "ОСАВИАХИМ" проводил полёты на планерах. Но т.к. всё это тогда засекречивалось трудно сказать кто именно там летал.

Вот статья взятая из журнала "Небо для всех" по случаю юбилея парадрома "Круглое городище"

КИЕВСКОМУ ДЕЛЬТАДРОМУ - 20 ЛЕТ

( рассказы пилотов-дельтапланеристов тех лет, записанные В.Н.Никитюк )

Рассказывает Николай Лукьянович КАЛАШНИКОВ:
"С начала 1976 года мы летали на холмах у села Лесники. Склоны там не очень хорошие, но ничего лучшего в то время не нашли.
Однажды, когда ехали на полеты на рейсовом автобусе с двумя аппаратами, к нам пристал старый дед (по моим понятиям лет ему было около 70) и начал расспрашивать:"А что это у вас и куда вы едете?" Мы объяснили. Тут он нам и говорит: "А почему именно в Лесники, а не в Ходосовку, там склон 150 метров и условия лучше. До войны с той горы запускали планера." Мы начали спорить с ним: "С тех пор там уже все застроено домами, вокруг линии электропередач". На что он нам ответил: "Приезжайте, увидите сами."
Нас это заинтриговало, тем более, что конечная остановка автобуса N 67 была в Ходосовке. На следующие выходные мы с Валерой Покотиловым и Жорой Макаровым поехали туда.
Когда приехали - западный склон на нас произвел достаточно сильное впечатление, а когда поднялись на восточный склон, ощущение было, что стоишь на горе Клементьева (именно такое же эмоциональное воздействие на меня произвела гора Клементьева). Вспомните вид с южного склона - горы действительно голубые, и их нельзя сравнить ни с Кавказом, ни с Карпатами, ни со Средней Азией. Тут душе хочется действительно петь. Аналогичное состояние у меня было, когда я стоял на восточном склоне ходосовской горы.
Восточный склон. Штиль. Я стартую. Лечу по прямой. Сел. Поднялся на гору. Покотилов говорит: "Полет длился 1 минуту 35 секунд!" (Покотилов от волнения не мог поверить, что полет длился всего 35 секунд и поэтому прибавил еще 1 минуту). И только лишь когда проанализировали мои впечатления от полета и то, что я делал в воздухе, оказалось, что прошло всего 35 секунд. Это произошло 4 сентября 1976 года. В следующие выходные тут была масса народа с дельтапланами. Найти хоть кого-то, кто летал до войны здесь на планерах, не удалось, хотя нашлось несколько свидетелей тех дел.
2 января 1977 года. Мороз -15, ветер - более 10 м/с. Мы с Володей Моисеевым приехали на гору. На традиционный восточный старт при таком ветре и морозе желания идти не было. Володя стартует от кладбища и летает галсами вдоль склона 18 минут(!). Это был первый рекорд горы по продолжительности полета."

Рассказывает Юрий МОЧАЛОВ:
"...Дельтаплан я впервые увидел в п.Бакуриани в феврале 1976 года. Неожиданно вынырнув из-за стены елей, он, просвистев крыльями, пролетел надо мною на высоте 4 - 5 метров. Полет произвел на меня неповторимое впечатление. Посадка была произведена на большой скорости на лесную просеку, поэтому не могла быть очень мягкой, но зрелище настолько меня поразило, что я закричал :"Вот настоящий мужчина!" Этим мужчиной оказался Михаил Гохберг. С этой минуты я и заболел дельтапланеризмом.
Гору около Ходосовки я увидел позже. В октябре 1976 года. Попал на нее вместе со своими отцом и дедушкой, свою жизнь они посвятили развитию авиации, поэтому понимали и поддерживали меня в этом начинании. Гора сразу показалась нам "крутой". Над безлюдным склоном сияло осеннее солнце, дул холодный, восточный ветер (4 - 5 м/сек), и только внизу под горой мирно гуляли, как игрушечные, буренки. Расстегнув и расправив ГэВээФовское пальто, я несколько раз энергично разбегался "на ветер", отчаянно махая "крыльями", однако полы пальто сразу входили в "режим трепещущего флага" и подъемной силы явно не хватало для полета. Жители с.Ходосовка охотно рассказали о том, что летает здесь уже какой-то дядя композитор и длинный планерист, но сегодня летать, мол, опасно, очень сильный ветер дует на высокую сторону горы. Узнал и адрес летающих, ими оказались: Калашников, Дергунов, Моисеев и Деркач. Вот так и произошло мое знакомство с горой, правда я думал, что я там первый, а оказалось, что с ней дружили в свое время планеристы далеких 30-х годов.
С этого момента Гора стала частью моей жизни. Она меня познакомила и сдружила с большим кругом дорогих для меня людей, с которыми можно по настоящему трогательно встречаться и общаться в любые, даже в трудные, моменты нашей жизни. Эти встречи приобрели для меня характер подзарядки жизненной энергией и оптимизмом. Сколько раз я, проезжая по городу на машине, тормозил, узнав в прохожем товарища по Горе. Гора меня познакомила с А.Клименко, В.Покотиловым, В.Калиниченко, А.Дашивцом, В.Друкарем, Ф.Новиковым, братьями Першиными, Г.Бурзаком, Б.Лахиным, Н.Лучкиным, И.Шевчуком, В.Хесиным, К.Петерсон, В.Гусаровой, О.Белоусом, С.Волченко, Ю.Антанюженко... Вспоминаются бывавшие на Горе Виктор Гончаренко, О.К.Антонов со своей семьей, художница, первой начавшая рисовать дельтапланы на своих картинах - Я.А.Мациевская. С нами, тогда еще студентами КИИГА, приезжал на Гору и наш ректор - А.Ф.Аксенов; бывали на Горе президент дельтаклуба Варшавского политеха - Иржи Маштальски, венгр Ференц Куташи. А соревнования "Киевские старты - 77" познакомили с Горой лучших пилотов Союза из других городов, тут были: - В.Тюменцев, А.Коркач, С.Топтыгин, В.Ягнюк, В.Шевчук, И.Тищенко и С.Казанцев и много других замечательных спортсменов."

Рассказывает Александр Николаевич ДАШИВЕЦ:
"На Горе впервые полетел в октябре 1976 года. Увидев Гору, сразу понял, что это как раз то место, где будет развиваться наш спорт. И сразу же принялся за официальное создание Киевского городского дельтадрома - дельтадрома "Круглое городище".

Рассказывает Валентина Владимировна НИКИТЮК:
"Свой первый дельтаплан мы начали строить осенью 1976 года в секции Киевского Дворца пионеров, увидев чертежи в журнале "Моделист - конструктор". На Гору в первый раз я приехала в мае 1977 года.
24 мая. Утро. Подойдя к горе с западной стороны, сразу же попала в огромное море цветов, которое простиралось вокруг меня (в те времена еще был контрсклон, стоящий в метрах пятидесяти от основного склона, но немного ниже по высоте). Посреди этого моря цветов тек небольшой ручей.
Поднялись на восток. От восторга не было слов. Впереди, насколько охватывал взор, равнина в голубой дымке. Место посадки возле горы, из-за дымки, видно не было. Ощущение - ты паришь над землей.
В этот день ветер был западный, и мы ушли летать на западный склон. Подняла для старта аппарат, увидела перед собой цветы, и стало жалко их топтать, но...
Завершить свой небольшой рассказ хочется стихами (не помню только чьими):
Первый полет, разве он забывается,
Кажется все замирает вокруг.
Хочется петь и душа восторгается,
Нет, никогда это нам не забыть.
Кажется нет у земли притяжения,
Твой дельтаплан словно в небе завис.
Легкий толчек, вот оно - приземление,
Нет никогда это нам не забыть.

Гора - это место, куда мы спешили, для встечи с небом, встречи с друзьями."

______Кнюх А.А.___________________________________________________________________

Назад

Наверх
Hosted by uCoz