ШАГ ЗА ШАГОМ... | |||||
информация для начинающих пилотовСТАРТ - то, что надо !Начнём с выбора места и техники (способов) старта при различной скорости ветра и конфигурации склона. Почему этот вопрос так важен? В основном из-за получаемых травм вовремя попыток стартовать не в том месте, не в то время и не тем способом, а также из-за упущенного шанса стартовав «зацепиться» за свой термик или пропустить «свою» погоду. | |||||
Пологий склон.Слабый ветер (0-Зм/с). | |||||
Стартуем с вершины горы, подобрав себе ровную площадку с
достаточным местом для разбега вперёд и своевременной остановки при
необходимости (т.е. до линии не возврата, после которой Вам предстоит
уже думать о полёте и безопасной посадке). Раскладываем купол идеально вручную, чтобы все сопла были раскрыты. В слабый ветер и штиль применяется только техника прямого старта (т.е. когда вы стоите спиной к куполу, в районе его центра и в лицо вам дует встречный ветер). Проверив правильность подцепки свободных концов купола к карабинам, расхождение рядов строп, свободный ход клевант (брэйков, ручек управляющих строп), застёгнуты ли ножные и грудной обхват, берёмся за клеванты, затем за передний (А- ряд) свободных концов так, чтобы все остальные свободные концы лежали над предплечьем. Подойдите максимально близко к задней кромке купола (отбросив по сторонам стропы, чтобы не наступить во время разбега), чтобы во время натяжения строп Вы уже имели своё ускорение и смогли сделать хороший рывок. | |||||
Руки немного согнуты в локтях и немного отведены назад так,
чтобы свободные концы не провисали.
Во время разбега нужно, чтобы
свободные концы были натянуты (при этом руки совершают движение
по полукругу - назад вверх - помогая выходу свободных концов в
вертикальное положение). Не нужно тянуть свободные концы вперёд
себя, вниз, вследствие чего купол только тащится по склону. Тренироваться поднимать купол различными стартами и учиться балансировке рекомендуется внизу под горой или с малых горок высотой до 2м. | |||||
В зависимости от особенностей характеристик Вашего купола, поднимать его можно ещё
держа за два свободных конца (А и В). Как только свободные
концы достигли вертикального положения, и равномерно наполненный купол у Вас над головой, продолжая разбег, отпускайте
передний ряд. Руки остаются в положении поднятыми вверх , держа в руках
клеванты. Кисти рук, вместе с зажатыми в них клевантами, находятся в районе
прохождения управляющей стропы через блочок или колечко (руки
подняты вверх, немного согнуты в локтевом суставе). Не цепляйтесь к свободным концам мёртвой хваткой и не старайтесь повиснуть на них или подтянуться!!! После того как Вы их отпустили не держите руки в стороны (в полёте это похоже на распятие) или прямо вверх т.к. . в таком положении клеванты находятся в натяжении, что может привести к срыву купола в задний свал, особенно если уровень подвязки клевант высокий. К концу стартовой площадки необходимо ускориться ещё больше. Почувствуйте нагрузку на подвеску. При этом не нужно смотреть на купол или в землю - смотрите вперёд и постарайтесь почувствовать купол. Если он Вас «тянет» в сторону, немного подбегите под него (в сторону крена, куда тянет), при этом, продолжая бежать вперёд. Пологий склон предусматривает длинную пробежку, поэтому: не подпрыгивайте, не садитесь в подвеску раньше времени, бегите до конца и при отрыве от земли будьте готовы пробежаться ещё раз. Малейшая Ваша остановка, снижение скорости на пробежке разгружает купол, и он валится назад или в какую-нибудь сторону. Во время разбега для удобства корпус немного наклоните вперёд. Не плохо если Ваш инструктор или кто-либо другой станет впереди вас в метрах 7-8 и жестами или словами будет указывать, в какую сторону вам подбегать в случае возникновения крена или в случае невыхода купола вовремя остановит Вас. Это поможет быстрее почувствовать купол. Чем слабее ветер, тем сильнее нужно делать стартовый рывок и быстрее пробежку. Однако не переусердствуйте: слишком сильный рывок и слишком сильный бег не даёт выйти куполу над головой из-за чрезмерного сопротивления набегающего потока и к тому же из-за сильного рывка подлипают (закрываются) сопла, что препятствует наполнению купола. Разные купола выходят по-разному: одни быстро и без особых усилий, другие медленно и только с рывка, третьи выходят чересчур быстро, с обгоном и клевком вперёд. Поэтому желательно иметь предварительно полную информацию о данном куполе. | |||||
Средний ветер (4-6м/с). | |||||
При среднем ветре, перпендикулярном к расположению горы, на
наветренном склоне образуется динамический поток. Этот поток
разделяется на поток обтекания склона и отражённый динамический
поток (в котором мы и парим). Вертикальная скорость восходящего потока динамика зависит от: 1) скорости и направления ветра; 2) угла крутизны склона; 3) конфигурации склона и его длины; 4) состояния поверхности склона; 5) состояния долины перед склоном. | |||||
На пологом склоне образуется минимальная отражающая динамического потока и максимальный поток обтекания. В связи с этим возникает минимальный подъём и очень большой снос. | |||||
При ветре средней скорости стартовую площадку необходимо
подбирать ниже вершины горы, т.к. в районе вершины будет зона сноса. Площадка должна иметь небольшое удаление и расширение назад, т.к. при подъёме купола, возможно, Вас протянет назад с креном или без. Раскладка купола в ручную, или же можно применять «грубую» раскладку (стоя в положении обратного старта, приподнимаете купол от земли обратным стартом и тут же затягиваете клеванты, подходя под ту или иную сторону, и регулируя затяжку клевант в зависимости от раскрытия и наполнения передней кромки купола - для хорошего старта необходимо, чтобы все сопла были раскрыты и наполнены равномерно, часть центроплана лежала чуть повыше консольных - в форме подковки). | |||||
| |||||
Чем сильнее ветер, тем меньше должен быть рывок и тем плавней должен быть вывод купола в стартовое положение. Некоторые аппараты на старте обгоняют пилота и заваливаются вперёд, чтобы этого не происходило необходимо чуть раньше выхода купола в вертикальное положение плавно притормозить клевантами управления, вытягивая их на средний уровень, а затем плавно отпустить в полётное положение, продолжая разбег. После подъёма, если Ваш аппарат обладает небольшой скоростью, купол может еле-еле продвигаться вперёд или вовсе оставаться на одном месте, несмотря на все ваши усилия продвинуться вперёд. Это и есть следствие ускоренного потока обтекания склона. В такой ситуации, в это время Вам лучше заняться балансировкой купола. Если есть возможность немного продвигаться вперёд - разложите вниз по склону вешки и учитесь балансировке купола обходя их. Это очень хорошее упражнение для начинающих, чтобы досконально узнать и почувствовать свой купол. Поставив купол под небольшим углом к ветру, немного затягивая клеванты, вы можете даже продвигаться по диагонали вверх по склону. А так же вы можете определить опасную грань свала своего аппарата и уровень клевант при этом. Кнюх А. (Продолжение следует). | |||||
Назад Наверх |