ШАГ ЗА ШАГОМ...

информация для начинающих пилотов

Рис. Алексея Кузьменко

СТАРТ - то, что надо !

Узрев на старте фигуру, что носится, катится и в итоге тащится за радостно несущимся по ветру и периодически подпрыгивающим куполом, или же изнурённую тасканием купола по старту в штиль, приходишь к выводу, что не мешало бы ещё разок поговорить о стартах.

Начнём с выбора места и техники (способов) старта при различной скорости ветра и конфигурации склона.
Почему этот вопрос так важен? В основном из-за получаемых травм вовремя попыток стартовать не в том месте, не в то время и не тем способом, а также из-за упущенного шанса стартовав «зацепиться» за свой термик или пропустить «свою» погоду.

Пологий склон.

Слабый ветер (0-Зм/с).
Стартуем с вершины горы, подобрав себе ровную площадку с достаточным местом для разбега вперёд и своевременной остановки при необходимости (т.е. до линии не возврата, после которой Вам предстоит уже думать о полёте и безопасной посадке).
Схема раскладования купола Раскладываем купол идеально вручную, чтобы все сопла были раскрыты.
В слабый ветер и штиль применяется только техника прямого старта (т.е. когда вы стоите спиной к куполу, в районе его центра и в лицо вам дует встречный ветер). Проверив правильность подцепки свободных концов купола к карабинам, расхождение рядов строп, свободный ход клевант (брэйков, ручек управляющих строп), застёгнуты ли ножные и грудной обхват, берёмся за клеванты, затем за передний (А- ряд) свободных концов так, чтобы все остальные свободные концы лежали над предплечьем. станьте возле задней кромки купола, по центру

Подойдите максимально близко к задней кромке купола (отбросив по сторонам стропы, чтобы не наступить во время разбега), чтобы во время натяжения строп Вы уже имели своё ускорение и смогли сделать хороший рывок.
Перед каждым стартом проверяйте расхождения строп первого(А) и второго(В) рядов 
 Куполу нужно помогать выходить вверх, а не тащить его за собой. Руки немного согнуты в локтях и немного отведены назад так, чтобы свободные концы не провисали. Во время разбега нужно, чтобы свободные концы были натянуты (при этом руки совершают движение по полукругу - назад вверх - помогая выходу свободных концов в вертикальное положение). Не нужно тянуть свободные концы вперёд себя, вниз, вследствие чего купол только тащится по склону.
Тренироваться поднимать купол различными стартами и учиться балансировке рекомендуется внизу под горой или с малых горок высотой до 2м.
В зависимости от особенностей характеристик Вашего купола, поднимать его можно ещё держа за два свободных конца (А и В). Как только свободные концы достигли вертикального положения, и равномерно наполненный купол у Вас над головой, продолжая разбег, отпускайте передний ряд. Руки остаются в положении поднятыми вверх , держа в руках клеванты. Кисти рук, вместе с зажатыми в них клевантами, находятся в районе прохождения управляющей стропы через блочок или колечко (руки подняты вверх, немного согнуты в локтевом суставе).
Не цепляйтесь к свободным концам мёртвой хваткой и не старайтесь повиснуть на них или подтянуться!!!
После того как Вы их отпустили не держите руки в стороны (в полёте это похоже на распятие) или прямо вверх т.к. . в таком положении клеванты находятся в натяжении, что может привести к срыву купола в задний свал, особенно если уровень подвязки клевант высокий.
К концу стартовой площадки необходимо ускориться ещё больше.
Почувствуйте нагрузку на подвеску. При этом не нужно смотреть на купол или в землю - смотрите вперёд и постарайтесь почувствовать купол. Если он Вас «тянет» в сторону, немного подбегите под него (в сторону крена, куда тянет), при этом, продолжая бежать вперёд.
Пологий склон предусматривает длинную пробежку, поэтому: не подпрыгивайте, не садитесь в подвеску раньше времени, бегите до конца и при отрыве от земли будьте готовы пробежаться ещё раз. Малейшая Ваша остановка, снижение скорости на пробежке разгружает купол, и он валится назад или в какую-нибудь сторону. Во время разбега для удобства корпус немного наклоните вперёд.
Не плохо если Ваш инструктор или кто-либо другой станет впереди вас в метрах 7-8 и жестами или словами будет указывать, в какую сторону вам подбегать в случае возникновения крена или в случае невыхода купола вовремя остановит Вас. Это поможет быстрее почувствовать купол.
Чем слабее ветер, тем сильнее нужно делать стартовый рывок и быстрее пробежку. Однако не переусердствуйте: слишком сильный рывок и слишком сильный бег не даёт выйти куполу над головой из-за чрезмерного сопротивления набегающего потока и к тому же из-за сильного рывка подлипают (закрываются) сопла, что препятствует наполнению купола.
Разные купола выходят по-разному: одни быстро и без особых усилий, другие медленно и только с рывка, третьи выходят чересчур быстро, с обгоном и клевком вперёд. Поэтому желательно иметь предварительно полную информацию о данном куполе.

Средний ветер (4-6м/с).

При среднем ветре, перпендикулярном к расположению горы, на наветренном склоне образуется динамический поток. Этот поток разделяется на поток обтекания склона и отражённый динамический поток (в котором мы и парим).
Вертикальная скорость восходящего потока динамика зависит от:
1) скорости и направления ветра;
2) угла крутизны склона;
3) конфигурации склона и его длины;
4) состояния поверхности склона;
5) состояния долины перед склоном.


На пологом склоне образуется минимальная отражающая динамического потока и максимальный поток обтекания. В связи с этим возникает минимальный подъём и очень большой снос.


Схема возникновения динамика на пологом склоне
При ветре средней скорости стартовую площадку необходимо подбирать ниже вершины горы, т.к. в районе вершины будет зона сноса.
Площадка должна иметь небольшое удаление и расширение назад, т.к. при подъёме купола, возможно, Вас протянет назад с креном или без.
Раскладка купола в ручную, или же можно применять «грубую» раскладку (стоя в положении обратного старта, приподнимаете купол от земли обратным стартом и тут же затягиваете клеванты, подходя под ту или иную сторону, и регулируя затяжку клевант в зависимости от раскрытия и наполнения передней кромки купола - для хорошего старта необходимо, чтобы все сопла были раскрыты и наполнены равномерно, часть центроплана лежала чуть повыше консольных - в форме подковки).
обратный старт обратный старт
купол равномерно наполнен после отрыва купола от земли затянуть клеванты и подойти к куполу

Чем сильнее ветер, тем меньше должен быть рывок и тем плавней должен быть вывод купола в стартовое положение.
Некоторые аппараты на старте обгоняют пилота и заваливаются вперёд, чтобы этого не происходило необходимо чуть раньше выхода купола в вертикальное положение плавно притормозить клевантами управления, вытягивая их на средний уровень, а затем плавно отпустить в полётное положение, продолжая разбег.
После подъёма, если Ваш аппарат обладает небольшой скоростью, купол может еле-еле продвигаться вперёд или вовсе оставаться на одном месте, несмотря на все ваши усилия продвинуться вперёд. Это и есть следствие ускоренного потока обтекания склона.
В такой ситуации, в это время Вам лучше заняться балансировкой купола.
Если есть возможность немного продвигаться вперёд - разложите вниз по склону вешки и учитесь балансировке купола обходя их. Это очень хорошее упражнение для начинающих, чтобы досконально узнать и почувствовать свой купол. Поставив купол под небольшим углом к ветру, немного затягивая клеванты, вы можете даже продвигаться по диагонали вверх по склону.
А так же вы можете определить опасную грань свала своего аппарата и уровень клевант при этом.

Кнюх А.
(Продолжение следует).


Назад Наверх

Hosted by uCoz